Средневековый танец
Раннее Средневековье
Христианская религия вначале признавала и допускала священные пляски – ведь первоначально христиане изображали мистерии в храмах, плясали в честь бога подобно тому, как это делали иудеи. Постепенно большинство религиозных плясок исчезает, хотя некоторые из них сохраняются до наших дней.
Священные пляски дольше всего сохранились в строго-католической
Испании. Для испанской религиозной культуры того времени характерны не только священные пляски – в храмах и монастырях представлялись также «священные и набожные фарсы» - религиозные рассказы, перемешанные очень двусмысленным интермеццо и не особо благопристойными танцами. Во многих испанских провинциях в священные праздники устраивались процессии, которые можно было назвать странствующими или передвижными балетами.
XII-XIII века
XIII век видел начало записи инструментальной музыки и светской музыки.
Кароль, популярный сначала во Франции, а затем в Англии, был танцем-песней, возможно, происходящим от
греческого дифирамба.
Музыка, танцы и поэзия были очень взаимосвязаны в XIII веке – об этом свидельствуют различные исторические источники того времени.
Создание танца Danse macabre или totentanz было связано с ужасным числом смертей, обусловленных чумой. Танец, изображавший скелетов (Смерть), танцующих и играющих на музыкальных инструментах - был больше чем литературным или иконографическим символом. Решения церковного синода, запрещающие эти танцы на кладбищах и других святых местах, устанавливают его реальное существование. Традиционные религиозные пляски в церкви и на кладбище присутствовали как в ранней христианской культуре, так и в иудейской; Магомет же, согласно мистическим традициям, установил секту танцоров-дервишей.
В самом конце XIII века центром европейской культуры становится Южная Франция. Здесь начинают формироваться те танцы, которые впоследствии станут наиболее распространенными среди европейцев. Новые танцы ничего не имитируют. Их цель – выразить различными способами бесконечное преклонение перед дамой сердца. Культ Прекрасной Дамы – такой характер несло искусство конца XIII века – начала XIV века. Но эта совершенно новая для истории культуры идея тесно связана все с той же христианской идеологией – любовь к Прекрасной Даме имеет в своей основе благоговейное отношение к Богоматери (центральная фигура католичества). Литературные герои произведений эпохи Возрождения, как правило, любят не столько реальную женщину, сколько ее образ, наделенный божественными добродетелями.
Но поскольку на женщину переносились свойства Богоматери, то и в танце начинают появляться движения, связанные с поклонением божеству, то наряду с преклонением колена в танце появился поклон.
Таким образом, была заложена основа для популяризации парных танцев, в которых уже был готов сюжет – дама является символом поклонения, а кавалер своими движениями демонстрирует это поклонение.
XIV век
Похожие танцы XIV века включают в себя istanpitta и saltarello, оба инструментальные танцы из Италии.
Обнаруженные в начале XV века, эти танцы, вероятно, являются предшественниками самых ранних известных композиций.
Использование танцев в итальянском обществе XIV века описано в "Декамероне" Боккаччо.
Упоминания танцев находят и среди миниатюр эпохи средневековой Франции. В этих миниатюрах веселые фигуры, в животных масках и без них, скачут друг с другом.
Классические английские Кентерберийские истории Джефри Чосера наполнены упоминаниями местных танцев в общественном и метафорическом контекстах, начиная с пролога, где молодой человек признан социально и сексуально превосходным, так как он мог "песни исполнять и танцы".
В различных культурных памятниках XIV века часто прослеживается религиозность танцев.
XV век
Первый танцевальный трактат в западной культуре появился в первой половине XV века. Найденные только в Италии, эти источники дают описания шагов и хореографию для некоторых танцев.
Гульельмо да Пезаро (местность на берегу Адриатического моря, в которой он родился), получивший прозвище «Эбрео» (ит. - «еврей»), был танцмейстером при дворах Л. Медичи и Изабеллы д’Эсте. Гульельмо Эбрео после 1475 г. обратился в Христианство и взял имя Джованни Амброзио – именно он написал самый ранний из известных танцевальных учебников (включает описания шагов, хореографии и танцевальные мелодии для общественных танцев).
Память об известнейшем учителе танцев Гульельмо Эбрео (да Пезаро) дошла и сохранилась и в наше время – в Италии ежегодно проводится конкурс и вручается премия Гульельмо да Пезаро за достижения в области хореографии.
В конце XV века Франция увидела создание своего первого танцевального учебника. Изящно украшенный манускрипт, известный как Брюссельский, принадлежащий Маргарите Австрийской, содержит несколько хореографий.
Хотя в хореографических источниках существует мало материала для реального представления о
самых ранних типах исторического танца, то, что он действительно существовал, подтверждается иконографическими источниками. Гравюры, рисунки, скульптуры несут визуальную (графическую) информацию о танце.
Комментариев нет:
Отправить комментарий